Наступивший год обещает жамбылцам светлое будущее: благоустроенные многоэтажки и современные здания школ и больниц, гладкие дороги и безопасные транспортные развязки, поездки по городу и райцентрам в комфортабельных автобусах. Часть этих проектов уже реализована. Подождем реализации остальных.
На минувшей неделе отчеты двух областных управлений - строительства, пассажирского транспорта и автодорог, а также архитектуры и градостроительства - прошли единым блоком. Что, в общем-то, понятно: приоритеты у обеих служб практически одни и те же.
Стройплощадка
Первым подытожил сделанное в прошлом году Рахманкул Байтелиев. По его словам, на возведение 128 объектов было выделено 21,6 миллиарда тенге, при этом сумма финансирования увеличилась почти наполовину по сравнению с 2010 годом. Предназначенные на жилищное строительство 1,16 миллиарда тенге полностью освоены. Четыре из шести многоэтажных домов уже эксплуатируются, еще два будут сданы в текущем году. Из 18 объектов инженерной инфраструктуры действуют 13, на пяти оставшихся работы продолжаются.
Минувший год отмечен небывалым размахом в строительстве школ и больниц благодаря тому, что объемы финансирования возросли больше чем вдвое: до 10,2 миллиарда тенге. Часть объектов - две школы, два детсада, два спортивных сооружения, десять врачебных амбулаторий, центральная районная больница в городе Шу, поликлиника в Асе - действует, остальные - так называемые переходящие. В числе последних - пять школ, которые строятся в одном только Кордайском районе (в селах Кордай, Масанчи, Кенен, Сортобе и поселке Гвардейский).
Введены в строй более двух десятков объектов водоснабжения, полигон для твердых бытовых отходов, 16 пунктов для забоя скота и еще масса других проектов.
Такие результаты, конечно, можно назвать эффективными. Поэтому, наверное, первый заместитель акима области Карим Кокрекбаев не поскупился на похвалу, оценив работу управления, возглавляемого Р. Байтелиевым, на четыре с плюсом. А вот упреки адресовал исключительно подрядчикам: те либо запаздывают с проектно-сметной документацией, либо представляют некачественные проекты. И то, и другое чревато дурными последствиями.
Между тем сегодняшние приоритеты, следующие из Послания Президента, не терпят отлагательств. Ведь регион, как и весь Казахстан, станет сплошной стройплощадкой. В зоне ответственности управленцев и строителей - своевременное проектирование, возведение и, наконец, сдача объектов в намеченные сроки.
Транспортный узел
Памятным для жителей региона станет Год дорог: на 724,3 километра автотрасс области легло новое полотно - качественное и современное. В общей сложности на реконструкцию и ремонт транспортных артерий затрачено 7,2 миллиарда тенге. И это еще не все. Диагностика и документирование свыше двух тысяч километров дорог, подготовка сметной документации по очередным пяти проектам - эти результаты зачтены в актив управления строительства, пассажирского транспорта и автодорог.
Вместе с тем некоторые проблемы, по мнению Байтелиева, остались нерешенными. В их числе - выделение средств местными бюджетами на ремонт дорог районного значения и на восстановление мостов и водопропускных сооружений.
Комфорт гарантируют
Как ни возражали пассажиры против повышения тарифов в городских автобусах, минувшим летом перевозчики все же настояли на своем. Взамен они, да и чиновники тоже, обещали повысить уровень сервиса. Как минимум, до общепринятых стандартов. Сейчас план улучшения транспортной инфраструктуры контролируется акиматом области. Ведь проблема, напомним, обозначилась еще на отчетной встрече акима области Каната Бозумбаева с населением.
Перевозчики обязались закупить 465 новых автобусов и маршруток; установить на 56 автобусах баллоны с экологически чистым газовым топливом; заменить автобусами средней вместимости мини-автобусы пяти постоянных городских маршрутов и четырех межрайонных маршрутов. Кроме того, намечено провести капитальный ремонт на автостанциях сел Кулан и Бауыржана Момышулы; организовать новые маршруты в населенные пункты, где отсутствует общественное автотранспортное сообщение и предусмотреть из местных бюджетов средства на социально значимые маршруты. В планах - расширение дорог, улиц и возведение крытых остановок, строительство наземных и подземных пешеходных переходов.
Часть своих обязательств перевозчики уже выполнили: приобрели 80 новых двухдверных автобусов средней вместимости. Они курсируют на городском маршруте № 12, пригородном маршруте Тараз - Бектобе. Специалисты управления строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог проверили техническое состояние общественного транспорта. Они выявили 1125 нарушений на городских и 436 - на междугородних и межрайонных маршрутах. Перевозчикам выдано 89 предписаний и даны сроки для устранения нарушений.
Отправная точка
Отчет начальника управления архитектуры и градостроительства Бахытжана Сыздыкова тоже увязан в первую очередь с запросами граждан и поручением акима области разработать и утвердить генеральные планы населенных пунктов области. На генпланах завязаны инженерная инфраструктура, нарезка земельных наделов для индивидуального жилищного строительства.
Стоит учесть, что утвержденный генплан Тараза уже нуждается в доработке. В него войдут новые микрорайоны. Один из них предполагается возвести на въезде в Тараз со стороны Алматы - в районе автовокзала. Первый заместитель акима области Карим Кокрекбаев поручил руководителю ведомства тщательно изучить уровень грунтовых вод и в целом очень ответственно отнестись к корректировке генплана.
По данным областного акимата, для разработки генеральных планов райцентров и Тараза предусмотрено 123,6 миллиона тенге, в том числе из областного бюджета - 85,6 миллиона тенге, из районных бюджетов - 38 миллионов тенге. На выделенные из областного бюджета средства завершены проектные работы генеральных планов городов Каратау, Жанатас, населенных пунктов Кордай, Толе би. На выделенные из местного бюджета средства завершена разработка генерального плана села Кулан, сделаны топографические снимки некоторых населенных пунктов Байзакского, Жамбылского и Жуалынского районов.
На разработку генеральных планов населенных пунктов Сарысуского, Таласского, Мойынкумского, Меркенского, Шуского и Кордайского районов средства выделили только в этом году - всего 100,5 миллиона тенге. И только в местных бюджетах Мойынкумского и Таласского районов забыли про эту статью расходов.
- Сегодня возведение зданий и жилых домов, их соответствие современным требованиям становится делом архиважным, - подчеркнул К. Кокрекбаев, напомнив, что одним из приоритетов Послания народу Казахстана является обеспечение жителей страны доступным жильем.
ГАСК уполномочен заявить
Будущий облик Тараза и райцентров зависит не только от профессионализма проектировщиков и строителей, но и контролирующих органов. По завершении отчетов директор департамента государственного архитектурно-строительного контроля Толентай Кожахметов информировал присутствующих об изменении квалификационных требований к лицензиарам. С 30 января текущего года процедура лицензирования по технадзору отменена, вместо нее проводится аттестация.
Т. Кожахметов призвал соискателей как можно скорее пройти аттестацию, чтобы вовремя приступить к исполнению обязанностей. А напоследок напомнил аудитории основное правило зодчих:
- Строить правильно - дешевле и безопаснее. Поэтому не уклоняйтесь от соблюдения законов и утвержденных норм.
по материалам газеты "Знамя труда"